Всем добра и побольше!!! КУКОЛКА КУВАДКА
Сказка Татьяны Кирюшатовой
Давным-давно это было. В деревеньке одной семья жила: муж Иван да жена Марья. Было у них двое дутушек: дочка Алёнка да сынок маленький – Соколик.
Жили они хорошо, дружно, весело. Днём наработаются, а вечером сядут в избе: Марья шьёт или вышивает, Соколика в люльке качает, Иван корзины плетёт или по дереву вырезает, а Алёнушка в уголке у печки в куклы играет да песенки напевает.
Вот как-то в денёк один погожий были они все работой во дворе заняты, а Соколика в избе, в люльке оставили. Дверь в избу настежь распахнули:
– Заплачет Соколик, – думает Марья, – я услышу и прибегу к нему.
Пока они свои дела делали, работу работали, зашла к ним в избу старуха древняя-предревняя. Седые волосы по полу волокутся, руки трясутся, глазки злющие по сторонам так и зыркают. Увидала она младенчика в люльке, да и говорит:
– Ой, какой мальчик хорошенький. Ну-ка, иди ко мне, к бабушке-лихорадушке. Вырастешь, будешь моим помощником. Станем вместе по деревням ходить, хвори разные разносить.
Взяла старуха Соколика на руки и была такова. Испарилась, будто её и не было.
Марья тем временем к двери подошла, прислушалась:
– Спит ли Соколик, спит ли сыночек?
Из избы ни звука.
– Спи, спи, сынок, – говорит Марья. – А мы ещё поработаем.
Ни много ни мало времени прошло, зашла Марья в избу. Глядит, глазам не верит – люлька пустая качается, Соколика как не бывало.
Заголосила Марья, заплакала. Иван прибежал, за голову схватился. Где теперь ребёнка искать? Побежали они по деревне. Стали всех спрашивать да расспрашивать: не видали ли чего, не слышали?
А Алёнка тем временем в избе осталась, вестей ждать. Только села на лавочку, слышит голосок тоненький:
– Алёнка, Алёнка, нельзя время терять, надо братца Соколика из беды выручать.
– Кто со мной говорит? – Алёнка спрашивает.
– Это я твоя куколка Кувадка, живётся мне у тебя хорошо да сладко. Никогда ты меня не обижаешь, аккуратно со мной играешь. За это я тебя отблагодарю, помогу братца вернуть. Унесла его бабка Лихорадка в лес дремучий, туда, где шиповник растёт колючий. Хочет его сама растить да плохому учить.
Достала Алёнка куколку Кувадку из уголочка своего, вынесла на улицу, на дорожку опустила:
– Помоги мне, куколка, – говорит. – А уж я в долгу не останусь. Сарафан тебе сошью, передник вышивкой украшу.
Побежала куколка по дорожке, Алёнка за ней. Куколка быстро бежит, Алёнка за ней едва поспевает. Бежали они, бежали, по мостику речку перебежали, поле гречишное миновали, очень устали. Сесть бы им отдохнуть.
– Отдыхать некогда, – кричит куколка. – Надо Соколика спасать.
Побежали они дальше, через луг васильковый, через лес дубовый, через грибную опушку, увидали, наконец, избушку.
Избушка та ветхая-преветхая, на камнях стоит, ставнями скрипит. Возле избушки три куста шиповника стоят, колючки выставили, да шипят по-своему:
– Не званых гостей в избу не пустим.
– Что делать будем? – Алёнка у куколки спрашивает.
– А подари-ка ты им свою ленточку, – куколка отвечает.
Расплела Алёнушка косу, ленточку из косы вытянула да на одной из веточек красивым бантиком завязала.
Перестал куст шипеть да колючки показывать.
– А с другими кустами как быть?
– Их тоже одарить бы надобно, – отвечает куколка.
Сняла Алёнушка с головы косыночку, второму кусту на веточку повязала, а третьему кусту поясок свой отдала, из семи ниток скрученный.
Притихли кусты шиповника, подаркам радуются. Расступились перед Алёнушкой, проходи, мол, не тронем.
В избушку Алёнушке войти боязно, заглянула она в окошко. Смотрит, Соколик в люльке спит, а бабка Лихорадка у печи стоит, мухоморный супчик готовит.
– Что делать будем? – Алёнушка куколку спрашивает.
– Я старуху отвлеку, – говорит куколка. – А ты братца хватай и беги восвояси.
Так они и сделали. Заглянула куколка в избу и давай старуху дразнить:
– Бабка Лихорадка жизнь твоя не сладка, никто не привечает, всяк прогоняет.
– Чего? – рассердилась старуха. – Это кто меня не боится? Ну, я сейчас тебе задам. Таких хворей напущу, будет тебя век лихорадить.
– А ты меня сначала догони, – смеётся куколка. – Не догонишь, не догонишь.
Бросилась куколка бежать, старуха за ней. Куколка за избушку, через грибную опушку, прямиком на гнилое болото. Старуха не отстаёт. Куколка по кочкам прыгает, старуху всё дальше и дальше от избы уводит, а той и невдомёк:
– Поймаю, – кричит. – Мало не покажется.
А Алёнка тем временем, схватила братца Соколика и домой бежать. Вбежала в избу, видит мать с отцом на лавке сидят, слёзы горькие вытирают.
– Матушка, батюшка, – кричит Алёнушка. – Спасибо Кувадке, всё у нас в порядке. Дома братец, дома Соколик.
Обрадовались отец с матерью, давай детушек своих обнимать да целовать. А куколка Кувадка между тем потихоньку вернулась да в уголок свой спряталась. Алёнка её только на следующий день нашла, когда в куклы играть села. Ох уж она её благодарила, сарафаном новым одарила, передником с вышивкой, косынкой новою да бусами красными. Про бабку Лихорадку с той поры никто и не слышал больше. А вот куколок Кувадок зауважали, стали их с младенцами в люльки укладывать да приговаривать:
– Будет всё в порядке благодаря Кувадке. Младенчика сбережёт, хворь любую отведёт. Люлька качается, счастья прибавляется.